Петровская филателия в фондах музея

9 июня (30 мая по старому стилю) исполняется 350 лет со дня рождения Петра I, российского самодержца, выдающегося государственного деятеля и преобразователя, поставившего Русь на путь превращения России в великую державу.

Петр I был вдумчивым собирателем древностей и редкостей, подходившем к коллекционированию на основе научной систематизации. Итогом его увлечения стала богатейшая коллекция, которая легла в основу общедоступной Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, в настоящее время – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Но и личность Петра I вызывала оживленный интерес у многих коллекционеров, в том числе и филателистов. В фондах музея также есть почтовые марки, связанные с личностью Петра 1.

Первые почтовые марки с изображением Петра 1 вышли в Российской империи в 1913г. в серии «300-летие дома Романовых».  

 

Почтовая марка. 1913г. Номинал 1 копейка.

 

На марке номиналом 1 копейка был  воспроизведен фрагмент фрагмент портрета 45-летнего императора, созданный в 1717 г. в Голландии.

Петр I, 1717 г.

 

Марка номиналом 4 копейки – фрагмент работы Годфри Кнеллера, написанный в 1698 г..

Почтовая марка. 1913г. Номинал 4 копейки.

В том году 26-летний царь находился в гостях у короля Англии Вильгельма III. Художник сумел передать облик молодого Петра – его высокий рост, мужественные черты лица и благородную осанку.

“Петр I”, художник Годфри Кнеллер,1698 г..

Но ранее, в  1904 г. была издана почтовая марка номиналом 7 копеек, продажа – 10 копеек благотворительного выпуска “В пользу сирот воинов действующей армии”,

Почтовая марка. 1904г. Номинал 7/10 копеек.

 

на которой изображен памятник Петру I, установленный в Петербурге в 1782 г.

«Медный всадник», Санкт-Петербург.

«Медный всадник» – первый конный памятник русскому царю. Установлен на на Сенатской площади. Монумент основателю города на Неве восхищает и потрясает своим величием, смыслом, воплощением и мистицизмом.
Автор памятника – Этьен Морис Фальконе– французский скульптор XVIII века.

Почтовая марка. 1971г. Номинал 1 копейка.

В конце 1971 г. Почта СССР выпустила серию «История отечественного флота. Парусные военно-морские суда», состоящую из пяти марок. На марке номиналом 1 коп. изображен ботик «Святой Николай», который вдохновил Петра I на создание регулярного военного парусного флота.

Сам ботик построен в Англии в середине 17 века. В собственноручной записке императора Петра Великого: “О начале судостроения в России” о нахождении этого судна сказано следующее: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тиммермана), что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Голландский корабельный мастер Карштен Брандт исправил ботик, поставил на нём мачту и парус, спустил его на Яузу. Здесь Пётр освоил управление лодкой.

Ботик “Святой Николай”в военно-морском музее в Петербурге.

Ботик сохранился до сих пор и хранится в военно-морском музее в Петербурге.

В 1971 году, в серии «История отечественного флота: парусные военно-морские суда» номиналом 12 копеек выходит почтовая марка «Корабль Ингерманланд”.

Почтовая марка. 1971г. Номинал 12 копеек.

Любимый корабль Петра I, определивший развитие русского флота.

«Ингерманланд» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, построенный по проекту Петра I, первый из кораблей одноимённого типа и один из любимых линейных кораблей царя. Во время Северной войны выступал в роли флагмана как российского, так и объединённого русско-датско-голландско-английского флотов, периодически ходил под штандартом Петра I.

Парусный линейный корабль – «Ингерманланд».

«Ингерманланд», несомненно, был лучшим кораблем своего времени во всех отношениях. Названный в честь русских земель, отвоеванных у Швеции в ходе Северной войны 1703 г., он был разработан самим Петром I. Строительство корабля началось 30 октября 1712 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. Руководил постройкой судна известный в то время корабельный мастер англичанин Ричард Козенс (Richard Cozens), приглашенный Петром I в Россию в 1700 году и строивший корабли на Воронежской верфи.

Почтовая марка. 1972г. Номинал 2 копейки.

В 1972г. в серии «История отечественного флота: военно-морские суда»  вышла почтовая марка номиналом 2 копейки  эскадренный броненосец “Петр Великий».

Первый полноценный броненосец российского флота. Первоначально во время постройки получил имя «Крейсер». 30 мая 1872 года, в день 200-летия со дня рождения Петра I был переименован в «Петр Великий».

В течение ряда лет после окончания строительства считался лучшим и сильнейшим кораблем в мире. В 1907 году был переоборудован в учебный корабль. В годы Первой мировой войны обеспечивал боевую деятельность балтийских субмарин. Принял участие в легендарном Ледовом походе 1918г.  В годы Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность кораблей Балтийского флота. Через 80 лет службы, 8 апреля 1959 года выведен из состава флота и сдан на слом.

Броненосец “Петр Великий”

 

 

Добавить комментарий