Отражение Петра творения в ладонях северных озер

Фото Петра Пепеляева

 

«… Зимой 1931года, полярной ночью за полярным кругом, четверо исследователей, составлявших полярную геохимическую экспедицию, мчались по ледяным озерам, по снежным горам – “варакам”, по глухой, не ведающей людей тундре на оленьих нартах. … Исследователи направились в Монче-тундру, где не было ни единой избушки и вообще никаких признаков жизни, нашли горный хребет Нюдуайвенч, заложили в скалу динамит, и Коля взорвал его. Ферсман мял в руках зеленоватую породу, нюхал, пытал кислотой и вдруг весело и лукаво воскликнул:

– Здесь будет город!

Всем стало смешно: какой город, даже птиц нет! В этой замерзшей пустыне – город? Прямо в оледенелых озерах – город? Или в этих снежных горах?

– Да- да, – повторил  уверенно Александр Евгеньевич и тоже засмеялся. Только он смеялся особым смехом – хитрым и мудрым. – Будет город! В теннис будут играть! Яхт-клуб будет!..» так вспоминал о своей экспедиции с академиком Ферсманом Павел Николаевич Лукницкий.

 

Ситуационный план, 1935г.

Город Мончегорск – один из красивейших городов Заполярья, созданный талантом известных архитекторов Ленинграда и строителей Мончегорска. Облик его основной исторической части определился в первые 20-25 лет существования. За этот короткий срок он приобрел тот “строгий, стройный вид” архитектурного единства  в гармоническом подчинении планировки города географическим особенностям местности. Особенность формирования города состояла в том, что его строительство на выбранной площадке с самого начала велось по единой схеме генерального плана, составленного в 1935 г. архитектором Гипрогора Бровцевым, утвержденного в 1937 году и откорректированного в 1947 г. Леноблпроектом.

Сергей Васильевич Коротков, почетный гражданин города, директор Мончегорского филиала института «Гипроникель» как-то сказал:

«Мончегорску повезло. Он обязан своим рождением дерзновенным людям, пришедшим в суровый край для освоения его богатств. Среди таких одаренных, преданных северу и влюбленных в этот край людей был архитектор С.Е. Бровцев».

Бровцев Сергей Ефимович

Бровцев Сергей Ефимович, 1897-1962 – ленинградский архитектор. Работал в Леноблпроекте, Ленгипрогоре, Гипроникеле. На мончегорскую тему вышел в 1935 г., когда был приглашен для участия в выборе площадок для строительства комбината “Североникель” и города Мончегорска (комиссия И. Н. Пискунова). Тогда он познакомился с Василием Ивановичем Кондриковым, который попросил его взяться за разработку генерального плана застройки будущего города металлургов. Просьба Кондрикова не была случайной. Он знал Бровцева по Ленинграду как известного специалиста, проекты которого высоко оценивались и принимались в Ленинграде к исполнению. Именно Бровцев убедил правительственную комиссию в 1935 году, что город необходимо расположить в лесном массиве между озерами Лумболка, Нюдъявр и Монче-губой озера Имандра.

Правительственная комиссия выбирает место для строит города, 1935г.

Бровцеву была поставлена задача создать социалистический новый город (он так и назывался во время строительства Соцгород) с обилием зелени, уютный, благоустроенный, отвечающий всем бытовым требованиям. Основные городские магистрали Сергей Ефимович расположил с учетом окружающего ландшафта. Направление улиц с востока на запад обеспечило максимум солнца в домах и защиту от наиболее частых северных и южных ветров. Вершины близких гор стали естественным завершением проспектов. Начатые в феврале 1936 г. просеки на площадке города делались по его эскизам.

Генеральный проект планировки 1946 Бровцев С.Е.

А в 1938 г., 16 марта, в новой тогда рабочей столовой Мончегорска (позже – ресторан “Север”) была открыта выставка эскизов генерального плана города для всеобщего обозрения. Присутствовало много горожан. В просмотре участвовал специально приглашенный горисполкомом уже тогда известный ленинградский архитектор, будущий главный архитектор Ленинграда, Валентин Александрович Кайенский. Он одобрительно отозвался о работе коллеги. План Бровцева горсовет утвердил, и он был положен в основу застройки города.

Перспектива выхода проспекта Жданова на оз Монче-губа, 1936г.
Главный фасад детского сада 1937

Сергей Ефимович не только предложил общий план, он участвовал в конкретном проектировании. Та же прекрасная рабочая столовая, ставшая рестораном, построена по его проекту. По его проектам построены великолепное здание клуба металлургов (сейчас – Детский дом творчества «Полярис»), гостиница “Север”, первые четырехэтажные каменные жилые дома на центральном проспекте, его работа – архитектурное оформление ансамбля со скульптурой “Лось” на площади Пяти углов. Ленинградский почерк Бровцева органично вписался в архитектурный облик Мончегорска и подтверждает репутацию самого красивого города Кольского Заполярья.

 

Городской сад, спуск к озеру Лумболка

А 16 сентября  1997 г. к 60-летию города городскому парку было присвоено имя Сергея Ефимовича Бровцева.

Проспект Жданова, дома 3 и 5, архитектор Ушакова Е.Н.

Тем, кто приезжает в Мончегорск впервые, город обязательно напомнит Санкт-Петербург в миниатюре. Немало труда и вдохновения вложили в создание архитектурного облика зодчие ленинградских институтов: С. Бровцев и Андрей Андреевич Оль,  архитекторы Н. В. Баранов, Е. Н. Ушакова, М. Римская-Корсакова, А. Бурышкин и др., авторы первых каменных зданий на проспекте Жданова.

Ушакова Евгения Николаевна

Именно эти здания в 21 веке войдут в список выявленных объектов культурного наследия Мурманской области. К выявленным объектам культурного наследия также относятся дома, расположенные на бульваре, носящем имя мэра города И. Г. Ермакова. Они напоминают традиционные скандинавские строения, типовые, но добротные здания 50-х годов ХХ века.

Перспектива главной площади 1936, Бровцев

В 1957 г. проектирование городской застройки передается в Мончегорский филиал института “Гипроникель” (архитекторы Б. Д. Чернопятов, М. Т. Горелик). С конца пятидесятых годов ХХ века началась массовое строительство домов 47 серии, так называемых «хрущевок». В семидесятых годах пришло крупнопанельное строительство, которое совпало с большими инвестициями в жилищные застройки.

У каждого города есть своя изюминка. Вот такой изюминкой для Мончегорска является скульптура «Лось», установленный на площади Пяти углов. Площадь была организована при прокладке проспекта Жданова в 1935 г. До середины 50-х годов ХХ века площадь выполняла функции Центральной площади города. В период реконструкции площадь становится второстепенной площадью города и ее функции сводятся к регулированию дорожного движения, а сквер предназначается для отдыха населения прилегающих кварталов. К 1957 г. были выстроены прилегающие каменные дома: на пр. Жданова – дом №11(1952 г.), №17(1954 г.), №18(1955 г.), на ул. Стахановской – дом №11(1957 г.). Площадь получила оформленный вид. В соответствии с этим, было решено для данных условий принять скульптурное украшение сквера нейтрального содержания, соответствующее общему колориту города и местным природным условиям.

Установить скульптуру лося предложил Владимир Яковлевич Позняков, за что в период борьбы с излишествами в проектировании и строительстве неоднократно получал нарекания от партийного руководства области. Возможно, фигура лося была выбрана как наиболее мощного и красивого представителя животных Заполярья, являлась наиболее монументальным и красивым объектом для скульптурного убранства города, прекрасно вписываясь в суровую природу и строгий пейзаж.

Созданный ленинградским скульптором-анималистом Борисом Воробьевым, Лось сразу же стал символом города.

Скульптура “Лось” на площади Пять углов, конец ХХ века.

В 1960 г. на Всесоюзном совещании архитекторов и строителей памятник, органически вписавшийся в архитектуру города, назван в числе лучших изображений животных. В настоящее время скульптура относится к выявленным объектам культурного наследия Мурманской области.

Николай Варфоломеевич Баранов

К архитектурному убранству города имеет прямое отношение еще один ленинградский зодчий – народный архитектор СССР Николай Варфоломеевич Баранов. Он долгое время, с 1938 по 1950г., был главным архитектором города на Неве. В 1956‒61гг. вице-президент Академии строительства и архитектуры СССР, с 1963 заместитель председателя Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. Профессор Московского архитектурного института (1956). Главные работы (с соавторами): проекты генеральных планов развития Ленинграда, архитектурный ансамбль площади им. В. И. Ленина и новое здание Финляндского вокзала, застройка Приморского проспекта, Приморской зоны Васильевского острова; проект восстановления и развития Пскова с 1946. Николай Варфоломеевич награжден орденами и медалями, в числе которых орден Ленина.

В 1954 году, когда Баранов работал уже начальником архитектурно-планировочного отдела в «Гипроникеле», под его руководством был разработан эскизный проект архитектурной композиции центра Мончегорска.

Западная часть города. Своего рода слепок с ленинградских улиц. Широкий, прямой, как стрела, проспект Металлургов, о котором говорят, что он шире Невского. Перпендикулярны пересекающие его улицы. Здания, каждое из которых, индивидуально и неповторимо. Парк, воспетый в стихах многих поэтов.

Заслуженно с 70-х годов прошлого века Мончегорск называют «жемчужиной» Заполярья. И этому есть авторитетное подтверждение: в 1970- году на Всесоюзном совещании архитекторов СССР город был признан самым красивым молодым городом Северо-Западного региона.

Как-то на заре «демократических преобразований поступило предложение переименовать Ленинградскую набережную в Санкт-Петербургскую. Предложение это горожанами поддержано не было. Историческая справедливость была соблюдена. Действительно, вся история освоения Монче-тундры, строительства комбината и города полна примеров тесного сотрудничества двух городов: Мончегорска и Ленинграда. В совместной дружбе и работе рождалось великое братство наших городов.

Вспоминая это время, ленинградский поэт В.Шонин, побывавший в нашем городе в 1964 году, напишет:

Здесь гравий дорожный дождями облит,

Здесь вереск цветет среди каменных плит.

Мой город, и здесь ты встречаешь меня!

Привет в Мончегорске тебе Ленинград!

Твоими глазами здесь окна глядят.

Здесь травы твои в хороводе садов….

Великое сходство у двух городов!…

Как Ладога, Имандра солнцем чиста…

Мой город,  все это совсем неспроста.

Здесь не было вовсе ни зданий, ни свай,

Когда ты пришел в этот тундровый  край.

Здесь Ферсман пути металлургам торил,

Здесь Кондриков рудную гору бурил.

В 30-м году возле Монче-горы

Твои сыновья разводили костры…

На месте Архипова серой избы

Поднялся поселок особой судьбы.

По воле посланцев твоих навсегда

Стал край одиночества краем труда.

Поставив копыта упругие врозь,

Стоит в Мончегорске, как в Выборге, лось.

Ждут питерцев нынче, как ждали вчера,

И Ниттис, и Нюд, и Кумужья гора.

Обнявшись на севере рядом стоят

Два брата родных, Мончегорск-Ленинград!

Улица Мончегорская в Санкт-Петербурге

Улица Мончегорская в Ленинграде, конец ХХ века.

В 1940 году  Ленинградский городской исполком переименовал улицу Павловскую на Петроградской стороне  в улицу Мончегорскую.   Также улицы имени Мончегорска есть в городах Волгограде (Ворошиловский район), Нижнем Новгороде (Автозаводской район),  в Петрозаводске (район «Кукковка-II») и Мончегорское шоссе в Оленегорске.

Точек пересечения Мончегорска и Ленинграда можно найти немало. Но, главное, Ленинград привнес в наш город дух творчества, постоянного поиска, движения вперед. Именно поэтому живет в нашем городе «упорный, добрый, мощный  дух России» (В.Гревцов).

Добавить комментарий