18 марта 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Ивановича Ваганова, который погиб 11 октября 1941 года, при обеспечении прорыва для выхода наших частей из окружения, попавших в Вяземский котел. Он, одним из первых бойцов Красной Армии, закрыл своим телом огневую точку противника.

Мончегорцы о подвиге своего земляка узнали только во второй половине 60-х годов ХХ века. Для восстановления жизненного пути героя и его признания много усилий приложила Нелли Ефимовна Богорад, корреспондент газеты «Мончегорский рабочий». Этот материал, в том числе, и дань памяти этому замечательному журналисту.
КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ
Родился Аркадий 18 марта 1922 года, в деревне Владимирово (в настоящее время не существует) Рождественского сельсовета Кировской области.
Отец Иван Яковлевич в юности служил матросом в Кронштадте. Участвовал в захвате Зимнего дворца во время революции. Мама всегда была домохозяйкой. В семье было четверо детей: старший Петр, с 12 лет жил самостоятельно, работал на лесозаготовках в Ковде; старшая сестра Зина (1919г.р.) и самая младшая – Галина.
Иван Яковлевич занимал ответственные посты в хозяйственной деятельности. Поэтому семья часто меняла местожительство. На Ангаре, где отец заведовал лесоучастком, не было школы. И программу 3-го класса Аркадий проходил самостоятельно. У него с детства отмечали отличную память и хорошие способности к обучению. Поэтому, когда семья перебралась в г. Канск, Аркадий сразу пошел в 4- класс. А уже в 5-м классе он сидел с Зиной за одной партой и помогал ей в учебе.
В наши края семья перебралась в 1935 году. И сначала жила на станции Оленья в деревянном бараке, а дети пошли учиться в школу №1 и жили в интернате. Только на выходные на электричке приезжали домой.

Нелли Ефимовна Богорад, основываясь на воспоминаниях воспитанников интерната, писала:
«Долгими зимними вечерами 1936 года под треск дров в печи, которую старалась протопить к вечеру няня Нюра Шаврова чтобы ребята не замерзли, начинались беседы об Испании. В тот год у всех мальчишек в сердцах была Испания. Внимательно следили за разворачивающимися событиями в далекой стране, народ которой поднялся за независимость против фашизма. Из газет и радио узнавали о подвигах советских людей на испанской земле.»

Смирнов Виктор Михайлович, школьный друг Аркадия, рассказывал: «Бывали случаи, когда ребята из общежития, собрав свои не завидные пожитки, отправлялись в путь, чтобы «земли Гренады крестьянам отдать». Конечно, их возвращали с ближайшей же станции». Но ненависть к фашизму, любовь к свободе, чувство интернационального долга – все это жило в мальчишках. Интересной была жизнь и учеба в школе.
Вместе с преподавателем литературы и классным руководителем Лидией Ивановной Стеценко проводили беседы о героях первой дрейфующей льдины в Северном Ледовитом океане.
Под руководством старшей пионервожатой школы Цили Львовой готовили сборы о летчиках-героях: Байдукове, Белякове, Чкалове, совершивших отважный перелет через Северный полос из Москвы в г. Ванкувере (США).
Трудности жизненных условий не пугали, о них как-то и не думалось. Стремились к подвигам, мечтали о далеких походах, дальних плаваньях.»
Аркадий был невысокого роста. Очень аккуратный, чистоплотный. По натуре веселый и смелый. Очень любил спорт. Прекрасно плавал. Хорошо ходил на лыжах. И всегда расстраивался проигрышу в шахматы.
Как и все мальчишки любил пошалить, вместе с другими устраивал в общежитии «подушечные бои». Отец даже говорил старшему сыну: «Иногда, не знаю, что делать с Аркадием».
Аркадий всегда защищал младших. Воронов Алексей Александрович вспоминал:
– «Аркадий не любил несправедливости. Он нам, младшим, говорил: «Если обидят зря, то приди, скажи мне, я разберусь, но если за дело – то и я еще добавлю». Часто путь на станцию Оленья (а нас, оленьевских, в школе Мончегорска училось 12-15 мальчиков и девочек) преграждали наши «враги» – мончегорские ребята. И тогда Аркадий обращался к младшим: «Не трусь, ребята, я пошел первым. Если что, то помогай. Здесь главное-сплоченность». Не было случая, чтобы наши противники не получали достойный отпор».
Старший брат Петр мало жил с семьей в осознанном возрасте, но летом 1937 года родители уехали в отпуск, а Аркадия с Зиной оставили ему, как старшему. И вот в один из первых дней ему сказали, что Аркадий дерется. Петр прибежал и увидел, как Аркадий дерется с пацаном старше себя. Оказалось, что для того чтобы стать своим среди ребят нужно было выдержать бой один на один со старшим до первой крови.
В это же лето проявилась и настойчивость Аркадия. На завод «Ковда-7» пришвартовался немецкий пароход- лесовоз. И Аркадий стал донимать брата, чтобы он устроил общение с командой, т.к. хотел проверить свой навык разговорной немецкой речи. И вынудил брата взять разрешение у начальника таможенной службы для общения Аркадия с немцами. Вернулся с корабля очень довольный и поделился с братом: « Плохо еще знаю язык. Но буду знать лучше!»

10-летку Аркадий закончил в 1939 г., когда ему еще не исполнилось и 18 лет. Он подал заявление в Ленинградское военно-морское училище, т.к. с детства у него была мечта стать военным моряком, пойти по стопам отца. Из-за возраста не был принят, но с мечтой о море не расстался. Устроился работать старшим пионервожатым в школу № 3, а по вечерам посещал уроки 10 класса, чтобы не забыть учебный материал.
В 1940 году, по состоянию здоровья мамы, семья переехала жить в г.Бийск на Алтае. Из-за призывного возраста Аркадий остался жить в Мончегорске. И 10 сентября, его призвали служить в Армию. Председатель военной комиссии спросил у призывника: «Где желаете служить?». Ответ прозвучал твердо: «Только на флоте». Но до службы ему предоставили месяц отпуска, чтобы он встретился с родными, в Бийске.
Зинаида Ивановна, впоследствии вспоминала: « Мы встретились дружелюбно. Аркадий возмужал, вырос красивым парнем. Он впервые попросил научить танцевать. И вот под патефонные пластинки я учила его танцевать.»

СОЛОВЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ОТРЯД СЕВЕРНОГО ФЛОТА
Во исполнение постановления Совнаркома № 1953-359 сс от 25.11.1939 г. лагерь и тюрьма на Соловецких островах были закрыты, а территория архипелага и все недвижимое имущество переданы в ведение Военно-морского флота. Согласно приказу командующего СФ № 073 от 05.03.1940 г. Учебный отряд был сформирован к марту 1940 года. А к июню 1940 г. в него вошло уже 5 школ, в т.ч. и объединенная, готовившая сигнальщиков, рулевых, писарей, коков, кладовщиков, химистов, боцманов ТК и т.д.

31 октября 1940г. Аркадия зачислили в Объединенную школу Учебного отряда Северного флота приказом ПТК № 34. В письме, что семья получила с Соловецких островов, он сообщал, что места ему очень нравятся, учеба идет хорошо.
К сожалению, у нас нет данных об обучении Аркадия. Но есть воспоминания других воспитанников и материалы Соловецкого музея, которые воссоздают процесс и атмосферу обучения в Учебном отряде и помогут лучше понять последний год жизни героя.
Курс обучения в отряде был рассчитан на 9 месяцев, 2 из которых выделялись для строевой и общевойсковой подготовки, 7 месяцев – для занятий по специальности. Занятия в школах проводились согласно расписаниям на неделю. Для более полного использования материальной части и шлюпок – проводились дополнительные занятия по окончанию ужина и в выходные дни до обеда. Ночью часто устраивались тренировки: «взятие препятствий», «уничтожение укрепленных точек» и др.

Условия проживания курсантов Учебного отряда, особенно в 1940-1942 годах, были тяжелыми. Сначала они жили в монастырских кельях по 6 человек. Спали на металлических двухъярусных нарах. В кельях было сыро и холодно, поэтому тельняшки сушили под простынями, ложась на них. Из-за недостатка жилья личный состав зачастую жил в помещениях с трёхэтажными койками по два человека на койке. Площадь, приходившаяся на одного человека, немногим превышала 0,5 кв. м.
Военно-морская подготовка обеспечивались занятиями в морском и такелажных кабинетах, на шлюпках, повседневным воспитанием. Для привития ученикам твердых навыков в морской практике и знаний слов морской терминологии проводился «морской час». В морской выучке также играли большую роль шлюпочные гонки и шлюпочные учения, систематически проводившиеся в Отряде по специально разработанным планам.

Вся общевойсковая подготовка сводилась к тому, чтобы научить бойца умело и уверенно действовать на сухопутном фронте в составе подразделений морской пехоты. С этой целью были оборудованы полигоны с макетами препятствий, окопами, рвами, макетами танков. Проводились тренировки по применению зажигательных бутылок, в метании пехотных и противотанковых гранат.

С первых лет существования Учебного отряда для его курсантов и преподавателей был организован досуг. Были организованы библиотеки. Проводились литературные вечера, посвященные классикам русской и советской литературы. Много внимания уделялось стенным газетам, боевым листкам, в которых освещалась текущая жизнь подразделения, состояние учебы и дисциплины. Для показа лучших матросов и старшин широко практиковалось устройство витрин, досок отличников и пр. Проводились спортивные соревнования по футболу, волейболу, метанию копья и диска, бегу на разные дистанции, гребные, парусные и (зимой) лыжные гонки.

Выпускники школ – ветераны вспоминали, что их готовили в Учебном отряде «как подобает». У всех было большое желание служить на флоте. Учились на совесть. Это подтверждают многочисленные «Свидетельства» об окончании Учебного отряда, которые хранятся в фондах Соловецкого музея-заповедника. Дисциплина в школах была хорошая, хождение на обед или на занятия только строем и обязательно с песней. Пели строевые, военные и патриотические, песни («По военной дороге…», «Идет война народная…» и др.).