Ваганов Аркадий Иванович

18 марта 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Ивановича Ваганова, который погиб  11 октября 1941 года, при обеспечении прорыва для выхода наших частей из окружения, попавших в Вяземский котел. Он, одним из первых бойцов Красной Армии, закрыл своим телом огневую точку противника.

Аркадий Ваганов, 1940-1941г.

Мончегорцы о подвиге своего земляка узнали только во второй половине 60-х годов ХХ века. Для восстановления жизненного пути героя и его признания много усилий приложила Нелли Ефимовна Богорад, корреспондент газеты «Мончегорский рабочий».  Этот материал, в том числе, и  дань памяти этому замечательному журналисту.

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ

Родился Аркадий 18 марта 1922 года, в деревне Владимирово (в настоящее время не существует) Рождественского сельсовета Кировской области.

Отец Иван Яковлевич в юности служил матросом в Кронштадте. Участвовал в захвате Зимнего дворца во время революции. Мама всегда была домохозяйкой. В семье было четверо детей: старший Петр, с 12 лет жил самостоятельно, работал на лесозаготовках в Ковде; старшая сестра Зина (1919г.р.) и самая младшая – Галина.

Иван Яковлевич занимал  ответственные посты в хозяйственной деятельности. Поэтому семья часто меняла местожительство. На Ангаре, где отец заведовал лесоучастком, не было школы. И программу 3-го класса Аркадий проходил самостоятельно. У него с детства отмечали отличную память и хорошие способности к обучению. Поэтому, когда семья перебралась в г. Канск, Аркадий сразу пошел в 4- класс. А уже в 5-м классе он сидел с Зиной за одной партой и помогал ей в учебе.

В наши края семья перебралась в 1935 году. И сначала жила на станции Оленья в деревянном бараке, а дети пошли учиться в школу №1 и жили в интернате. Только на выходные на электричке приезжали домой.

Станция Оленья, Аркадию 17 лет, 1939г.

Нелли Ефимовна Богорад, основываясь на воспоминаниях воспитанников интерната, писала:

«Долгими зимними вечерами 1936 года под треск дров в печи, которую старалась протопить к вечеру няня Нюра Шаврова чтобы ребята не замерзли, начинались беседы об Испании. В тот год у всех мальчишек в сердцах была Испания. Внимательно следили за разворачивающимися событиями в далекой стране, народ которой поднялся за независимость против фашизма. Из газет и радио узнавали о подвигах советских людей на испанской земле.»

1 школа 8 класс 10 марта 1937г. Аркадий первый справа в нижнем ряду

 

Смирнов Виктор Михайлович, школьный друг Аркадия, рассказывал: «Бывали случаи, когда ребята из общежития, собрав свои не завидные пожитки, отправлялись в путь, чтобы «земли Гренады крестьянам отдать».  Конечно, их возвращали с ближайшей же станции». Но ненависть к фашизму, любовь к свободе, чувство интернационального долга – все это жило в мальчишках. Интересной была жизнь и учеба в школе.  

Вместе с преподавателем литературы и классным руководителем Лидией Ивановной Стеценко проводили беседы о героях первой дрейфующей льдины в Северном Ледовитом океане.

Под руководством старшей пионервожатой школы Цили Львовой готовили сборы о летчиках-героях: Байдукове, Белякове, Чкалове, совершивших отважный перелет через Северный полос из Москвы в г. Ванкувере (США).

Трудности жизненных условий не пугали, о них как-то и не думалось. Стремились к подвигам, мечтали о далеких походах, дальних плаваньях.»

Аркадий  был  невысокого роста. Очень аккуратный, чистоплотный.  По натуре веселый и смелый. Очень любил спорт. Прекрасно плавал. Хорошо ходил на лыжах. И всегда расстраивался проигрышу в шахматы.

Как и все мальчишки любил пошалить, вместе с другими устраивал в общежитии «подушечные бои». Отец даже говорил старшему сыну: «Иногда, не знаю, что делать с Аркадием».

Аркадий всегда защищал  младших. Воронов Алексей Александрович вспоминал:

– «Аркадий не любил несправедливости. Он нам, младшим, говорил: «Если обидят зря, то приди, скажи мне, я разберусь, но если за дело – то и я еще добавлю».  Часто путь на станцию Оленья (а нас, оленьевских, в школе Мончегорска училось 12-15 мальчиков и девочек) преграждали наши «враги» – мончегорские ребята. И тогда  Аркадий обращался к младшим: «Не трусь, ребята, я пошел первым. Если что, то помогай. Здесь главное-сплоченность». Не было случая, чтобы наши противники не получали достойный отпор».

Старший брат Петр мало жил с семьей в осознанном возрасте, но летом 1937 года родители уехали в отпуск, а Аркадия с Зиной оставили ему, как старшему. И вот в один из первых дней ему сказали, что Аркадий дерется. Петр прибежал и увидел, как Аркадий дерется с пацаном старше себя. Оказалось, что для того чтобы стать своим среди ребят нужно было выдержать бой один на один со старшим до первой крови.

В это же лето проявилась и настойчивость Аркадия. На завод «Ковда-7» пришвартовался немецкий пароход- лесовоз. И Аркадий стал донимать брата, чтобы он устроил общение с командой, т.к. хотел проверить свой навык разговорной немецкой речи. И вынудил брата взять разрешение у начальника таможенной службы для общения Аркадия с немцами. Вернулся с корабля очень довольный и поделился с братом: « Плохо еще знаю язык. Но буду знать лучше!»

Интернат 10 марта 1937г. Аркадий четвертый слева в третьем ряду

10-летку Аркадий закончил в 1939 г., когда ему еще не исполнилось и 18 лет.  Он подал заявление в Ленинградское военно-морское училище, т.к. с детства у него была мечта стать военным моряком, пойти по стопам отца. Из-за возраста не был принят, но с мечтой о море не расстался. Устроился работать старшим пионервожатым в школу № 3, а по вечерам посещал уроки 10 класса, чтобы не забыть учебный материал.

В 1940 году, по состоянию здоровья мамы, семья переехала жить в г.Бийск на Алтае. Из-за призывного возраста Аркадий остался жить в Мончегорске.  И 10 сентября, его призвали служить в Армию. Председатель военной комиссии спросил у призывника: «Где желаете служить?».  Ответ прозвучал твердо: «Только на флоте». Но до службы ему предоставили месяц отпуска, чтобы он встретился с родными, в Бийске.

Зинаида Ивановна, впоследствии вспоминала: « Мы встретились дружелюбно. Аркадий возмужал, вырос красивым парнем. Он впервые попросил научить танцевать. И вот под патефонные пластинки я учила его танцевать.»

Ваганова Зинаида Ивановна

 

СОЛОВЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ОТРЯД СЕВЕРНОГО ФЛОТА

Во исполнение постановления Совнаркома № 1953-359 сс от 25.11.1939 г. лагерь и тюрьма на Соловецких островах были закрыты, а территория архипелага и все недвижимое имущество переданы в ведение Военно-морского флота. Согласно приказу командующего СФ № 073 от 05.03.1940 г. Учебный отряд был сформирован к марту 1940 года. А к июню 1940 г. в него вошло уже 5 школ, в т.ч. и объединенная, готовившая сигнальщиков, рулевых, писарей, коков, кладовщиков, химистов, боцманов ТК и т.д.

Постановления Совнаркома № 1953-359 сс от 25.11.1939

31 октября 1940г. Аркадия зачислили в Объединенную школу Учебного отряда Северного флота приказом ПТК № 34. В  письме, что  семья получила с Соловецких островов,  он сообщал, что места ему очень нравятся, учеба идет хорошо.

К сожалению, у нас нет данных об обучении Аркадия. Но есть воспоминания других воспитанников и материалы Соловецкого музея, которые воссоздают процесс и атмосферу обучения в Учебном отряде и помогут лучше понять последний год жизни героя.

Курс обучения в отряде был рассчитан на 9 месяцев, 2 из которых выделялись для строевой и общевойсковой подготовки, 7 месяцев – для занятий по специальности. Занятия в школах проводились согласно расписаниям на неделю. Для более полного использования материальной части и шлюпок – проводились дополнительные занятия по окончанию ужина и в выходные дни до обеда. Ночью часто устраивались тренировки: «взятие препятствий», «уничтожение укрепленных точек» и др. 

Из архива Соловецкого музея-заповедника

Условия проживания курсантов Учебного отряда, особенно в 1940-1942 годах, были тяжелыми. Сначала они жили в монастырских кельях по 6 человек. Спали на металлических двухъярусных нарах. В кельях было сыро и холодно, поэтому тельняшки сушили под простынями, ложась на них. Из-за недостатка жилья личный состав зачастую жил в помещениях с трёхэтажными койками по два человека на койке. Площадь, приходившаяся на одного человека, немногим превышала 0,5 кв. м.

Военно-морская подготовка обеспечивались занятиями в морском и такелажных кабинетах, на шлюпках, повседневным воспитанием. Для привития ученикам твердых навыков в морской практике и знаний слов морской терминологии проводился «морской час». В морской выучке также играли большую роль шлюпочные гонки и шлюпочные учения, систематически проводившиеся в Отряде по специально разработанным планам.

Из архива Соловецкого музея-заповедника

Вся общевойсковая подготовка сводилась к тому, чтобы научить бойца умело и уверенно действовать на сухопутном фронте в составе подразделений морской пехоты. С этой целью были оборудованы полигоны с макетами препятствий, окопами, рвами, макетами танков. Проводились тренировки по применению зажигательных бутылок, в метании пехотных и противотанковых гранат.

Из архива Соловецкого музея-заповедника

С первых лет существования Учебного отряда для его курсантов и преподавателей был организован досуг. Были организованы библиотеки. Проводились литературные вечера, посвященные классикам русской и советской литературы. Много внимания уделялось стенным газетам, боевым листкам, в которых освещалась текущая жизнь подразделения, состояние учебы и дисциплины. Для показа лучших матросов и старшин широко практиковалось устройство витрин, досок отличников и пр. Проводились спортивные соревнования по футболу, волейболу, метанию копья и диска, бегу на разные дистанции, гребные, парусные и (зимой) лыжные гонки.

Свидетельство из архива Соловецкого музея-заповедника

Выпускники школ – ветераны вспоминали, что их готовили в Учебном отряде «как подобает». У всех было большое желание служить на флоте. Учились на совесть. Это подтверждают многочисленные «Свидетельства» об окончании Учебного отряда, которые хранятся в фондах Соловецкого музея-заповедника. Дисциплина в школах была хорошая, хождение на обед или на занятия только строем и обязательно с песней. Пели строевые, военные и патриотические, песни («По военной дороге…», «Идет война народная…» и др.).

ПРОДОЛЖЕНИЕ