Из истории юбилейных марок Романовской серии 1913 года

6 марта 1913 года династия Романовых праздновала 300-летний юбилей. В этот день в 1613 году Земский собор избрал новым царем Михаила Федоровича Романова.

Эта знаменательная дата торжественно отмечалась по всей России. Порядок празднования был объявлен в “Санкт-Петербургских ведомостях” за № 31 от 7 февраля 1913 г. В Зимнем дворце проходили все официальные церемонии, совершались важнейшие государственные акты, “Высочайшие выходы” чередовались с приемами делегаций дворянства, городов, крестьянства, иностранных дипломатов; торжественные обеды в парадных залах сменялись ужинами в личных покоях государей. В день начала празднования, 21 февраля (3 марта), в здании Государственной Думы были выставлены подарки, подготовленные для поздравления царской семьи, который вручили, Его Императорскому Величеству, российскому императору Николаю II.

Подарок представлял собой 4 альбома в сафьяновых переплетах, в которых были представлены подготовительные материалы к изданию почтовых марок единственной российской коммеморативной серии, посвященной 300-летию династии Романовых и вышедшей в почтовое обращение в первые дни 1913 г.

В фондах музея истории города хранится вся коллекция марок, выпущенная к 300-летию Дома Романовых.


Выпущенные марки были с портретами большинства правителей из династии, кроме императоров и императриц эпохи дворцовых переворотов (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI Антонович, Петр III).

Полная коллекция марок. Фото из открытых источников.

Первый русский царь из боярского рода Романовых, Михаил Федорович был избран Государем всея Руси 21 февраля 1613 г. на Земском соборе после освобождения Москвы от польских интервентов. В знаменитом Ипатьевском монастыре г. Костромы началась история царского Дома Романовых, знаменовавшая конец Смутного времени, когда Россия, наконец получила возможность заняться своими внутренними проблемами. Активизировалась деятельность Земских соборов, введена воеводская система управления, возвращен Новгород согласно заключенному в феврале 1617 г. Столбовскому мирному договору со Швецией. Возобновились дипломатические и торговые отношения со многими иностранными государствами.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 70 копеек. Царь Михаил Федорович. Из фондов Музея истории города.

Второй государь династии Романовых, Алексей Михайлович, был удостоен занять свое место в юбилейной серии на марке номиналом в 25 копеек. Он вступил на престол в 1645 г. и вошел в русскую историю с эпитетом “Тишайший”, что характеризует отнюдь не бурную эпоху его правления с соляными бунтами и расколом в русской православной церкви, а саму его личность – человека доброго и незлопамятного, строгого и справедливого.

“Портрет Билибин Иван Яковлевич” Борис Кустодиев.

В графическом исполнении этих марок узнаваем самобытный сказочный “билибинский” стиль народного творчества художника. В своей работе Иван Яковлевич Билибин использовал оригиналы портретов первых Романовых, выполненных отечественными живописцами. В 1672 г. в Москве была издана книга “Титулярник” или “Корень государей российских”, в которой были собраны российские гербы, печати и портреты российских властителей от Рюрика до Романовых. Лики первых Романовых специально рисовали для этого издания.

Марка с портретом Михаила Федоровича выполнена двухцветной печатью. Сохранились пробные варианты цвета, а также свидетельства первоначального замысла марки в 20-копеечном номинале. Портрет Алексея Михайловича выполнен на одноцветной марке, хотя сохранились пробы и в двух цветах.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 25 копеек. Алексей Михайлович. Из фондов Музея истории города.

Следующий по хронологии представитель Дома Романовых, с портрета которого начинается юбилейная серия – Петр I Алексеевич, вошедший в историю первым российским императором Петром Великим. Титул императора Петру был “поднесен” Сенатом после победоносного окончания Северной войны и заключения Ништадтского мирного договора со Швецией. С октября 1721 г. Петра I величали Великим Императором Всероссийским и отцом Отечества: на печатях и в российском гербе появилась императорская корона.

На марке достоинством в 1 копейку художник Иван Билибин использовал гравюру Якоба Хубракена (1718 г.), выполненную по оригиналу портрета Петра I работы Карла Моора, талантливого голландского портретиста, который написал его в марте 1717 г. в Гааге. Существуют двухцветные пробы марки в различных вариантах цвета рамки и портрета.

При создании марки 4-копеечного номинала, посвященной Петру I, ее автор Евгений Лансере использовал гравюру Петера Гунста, выполненную с оригинала английского королевского живописца сэра Годфрида Неллера, нанисаного в Утрехте (Голландия) в сентябре 1697 г. Молодой Петр согласился позировать художнику по просьбе Вильгельма III Оранского, правителя Нидерландов и короля Англии.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 1 копейки. Петр I. Из фондов музея истории города.
Марка почтовая. 1913г. Достоинством 4 копейки. Петр I. Из фондов музея истории города.

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, представлена на марке достоинством 50 копеек, созданной художником Е. Лансере. На почтовой миниатюре воспроизведен фрагмент портрета с гравюры Е.П. Чемезова, выполненный с оригинала французского художника Луи Токе, достойно запечатлевшего на холсте красоту императрицы. В своих воспоминаниях о посещении царских дворцов в России Л. Токе писал: “казалось, что я не покидал Версаля. И действительно, я увидал здесь по отношению к государыне то же послушание, то же почтение и ту же любовь, которые все французы испытывают к своему королю…”.

Удачно выбранный автором портрет царицы гарантировал одобрение рисунка и, похоже, не создавал никаких проблем при изготовлении печатных проб марки. Сочетание двух строгих цветов в окончательном варианте марки: серого портрета и светло-коричневой рамки, придавало марке с величественной императрицей парадность, отличающую ее среди почтовых миниатюр галереи Романовского юбилейного выпуска.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 50 копеек. Елизавета. Из фондов музея истории города.

Императрице Екатерине II, титулованной наравне с Петром I “Великой”, посвящена марка достоинством в 14 копеек. Подготовительные материалы говорят о большой работе, проделанной автором в поисках портретного образа, наиболее полно отражающего личность императрицы. Существуют три эскизных проекта рисунков Евгений Лансере с разными портретами Екатерины II. Один из них проектировался для марки 5-копеечного номинала: согласно первоначально замыслу из 19 марок с нее предполагалось начать серию.

Евгений Евгениевич Лансере. Фото из открытых источников.

Из двух профильных портретов, созданных художником, марочную жизнь обрел единственный в серии скульптурный портрет в овальной рамке, выполненный в строгом элегантном дизайне серо-зеленого цвета. Скульптурный портрет наиболее удачно отражал монументальный образ государыни-императрицы, ревностно охранявшей принципы самодержавия. “Золотым веком» вошли в русскую историю 34 года царствования Екатерины Великой, широко образованной женщины, заботившейся о просвещении русского народа. Издание указов об обучении детей в начальных школах, основании воспитательных домов и распространении книг оставило в памяти потомков не меньший след, чем ее военные победы и “жалованные грамоты”.

Попытка идентификации воспроизведенного на марке портрета Екатерины Великой привлекла мое пристальное внимание, заставив просмотреть множество ее образов: живописных, скульптурных, барельефных и медальерных. Тщательное изучение этих изображений позволяет сделать вывод: автор отразил в своей миниатюре черты разных портретов, создав собирательный образ Екатерины II в т. н. синтетическом портрете. Евгений Евгениевич использовал портреты разных художников и скульпторов для отражения исторической личности императрицы, создав портрет Екатерины II как синтетическое изображение, собранное воедино из работ известных художников, скульпторов и граверов.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 14 копеек. Екатерина II. Из фондов музея истории города.

Номинала 35 копеек в серии удостоена марка с портретом императора Павла I, взошедшего на российский престол в 1796 г. после своей матери Екатерины II.

Первым правительственным актом, изданным Павлом Петровичем и обнародованным при его короновании, был акт “О престолонаследии”, восстановивший допетровский порядок наследования престола и действовавший до 1917 г. Вместо произвольного назначения наследника престола, был установлен неизменный порядок перехода престола по прямой нисходящей линии от отца к старшему сыну. В короткий период его царствования были совершены знаменитые Итальянский и Швейцарский походы русской армии под командованием А. В. Суворова, за которые он получил звание генералиссимуса.

В первоначальном проекте рисунка Евгения Лансере использовал в дизайне новый герб с Мальтийским крестом, на который накладывался портрет императора. В дальнейшей работе автор отказывается от этого варианта, вводя в дизайн марки орденскую символику: геометрическую шестигранную рамку для портрета, украшенную пентаграммами – двумя пятиконечными звездами в верхней части рамки.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 35 копеек. Павел I. Из фондов музея истории города.
Рихард Германович Зариньш. Фото из открытых источников.

Александр I, которому посвящена марка достоинством в 20 копеек, вошел в историю с титулом “Благословенного великодушного держав восстановителя”, присвоенным ему Сенатом России после победы над Наполеоном Бонапартом – победы, решившей судьбу не только Российской империи, но и всей Европы.

На марке воспроизведен фрагмент портрета, написанного английским художником Джорджем Доу после победы союзных армий над Наполеоном. Рихард Зариньш, похоже, использовал акварель этого известного в Европе модного портретиста и мастера репродукционной гравюры, который писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо. В 1818 г., присутствуя на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене (Германия), он был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца. Сохранившиеся печатные пробы говорят о первоначальном проекте марки в 14-копеечном номинале, выполненном Рихардом Зариньшем в несколько ином дизайне.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 20 копеек. Александр I. Из фондов музея истории города.

Портрет императора Николая I воспроизведен на марке достоинством в 15 копеек. Фрагмент портрета, использованный при создании марки, несомненно, имеет сходство с его портретом, написанным в 1850 г. с натуры немецким художником Францем Крюгером для Романовской портретной галереи Зимнего дворца. Похоже, на марке использована акварельная копия неизвестного автора, написана по оригиналу Франца Крюгера.

Портрет Николая I. Франц Крюгер. 1850 г.

На долю Николая I выпал непростой отрезок российской истории, начиная с восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге при восшествии на престол, войн с Персией и Турцией, последняя из которых закончилась тяжелой для России Крымской войной. Он считал незыблемость самодержавия непременным условием процветания России, а идеалом государственного устройства – регулируемый уставами армейский порядок. 

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 15 копеек. Николай I. Из архива музея истории города.

Царь-реформатор Александр II в юбилейной серии удостоен марки 2-копеечного номинала, занимает второе место после Петра I. При создании марки художник Рихард Зариньш взял за основу гравюру академика Лаврентия Серякова на металле, созданную по живописному портрету работы немецкого художника Георга Ботмана, написанному в России в 1873 г. 

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 2 копейки. Александр II. Из фондов музея истории города.

Результаты Крымской войны сильно пошатнули авторитет России на международной арене, но, тем не менее, после ее окончания Александр II сосредоточил свое внимание на проведении внутренних реформ во всех сферах жизни общества, поскольку иначе Российская империя не в состоянии будет вернуть себе титул великой державы.

19 февраля 1861 г. на столе императора лежал беспрецедентный в истории страны документ – “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. “Быть по сему”, – написал император на его титульном листе. За это благодеяние народ назвал государя “Освободителем”.

Александр III – в марочной Романовской галерее 1913 г. его портрет был удостоен третьего места на марке номиналом в 3 копейки. Царь, при котором в России не велось ни одной войны. Своим главным делом Александр III считал установление порядка в стране, поэтому им было принято “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”. В годы царствования Александра III Россия во всех европейских делах получила решающий голос. За поддержание мира на русской земле и в Европе императора прозвали “Миротворцем”.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 3 копейки. Александр II. Из архива музея истории города.

Художник Рихард Зариньш великолепно справился со своей работой, используя для воспроизведения на марке фотопортрет известного фотографа Сергея Львовича Левицкого, ставшего с 1888 г. личным фотографом царской семьи. Место марки с портретом Александра III в процессе подготовки не менялось, а вот портреты были попробованы разные: в профиль и анфас, с различными вариантами рамок – овальной, ромбовидной и фигурной. 

Николай II – царствующий император на момент празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых, вступил на престол в 1894 г. В серии 3 марки с его портретом, созданные двумя авторами: И. Билибин изготовил марку номиналом 7 копеек, Р. Зарриньш – марки в 10 копеек и 5 рублей. Использование этих номиналов для воспроизведения на них царствующего императора не случайно. Их номиналы соответствовали тарифам стандартных марок для повседневного использования: 7-копеечная марка предназначалась для пересылки внутренней корреспонденции по России, 10-копеечная – для международной, 5-рублевая марка – для заказной и тяжелой корреспонденции.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 7 копеек. Николай II. Из фондов музея истории города.
Марка почтовая. 1913г. Достоинством 10 копеек. Николай II. Из фондов музея истории города.
Марка почтовая. 1913г. Достоинством 5 рублей. Николай II. Из фондов музея истории города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На всех трех марках использован один и тот же фотопортрет неизвестного фотографа. 

Николай II стал последним российским императором, царствование которого пришлось на период нараставшего революционного движения. Вступление России в 1914 г. в Первую мировую войну окончательно истощило страну и оказалось последним ударом, нанесенным по самодержавию. В феврале 1917 г. разразилась революция, положившая конец монархии в России. Династия Романовых, правившая Россией 304 года, прекратила свое существование.

В одном ряду с портретной маркой последнего российского императора 5-рублевого достоинства выстроены другие миниатюры рублевых номиналов с архитектурными композициями царских резиденций.

На 2-рублевой марке изображена панорама Московского Кремля. Это была первая резиденция царской династии Романовых. Создатель этого сюжета Иван Билибин отработал два варианта рисунков. Утвержденный проект марки имел более укрупненную перспективу Кремля и выполненные в традициях национального романтизма рамочные орнаменты.

Марка почтовая. Достоинством 1 рубль. Панорама Московского Кремля. 1913 г. Из фондов музея истории города.

На 2-рублевой марке изображен Зимний дворец – резиденция российских императоров XVIII в. в Санкт-Петербурге. При создании рисунка марки Евгению Лансере удалось найти удачный ракурс здания на фоне городского пейзажа. Сегодня все бывшие царские резиденции являются памятниками архитектуры, в которых размещены известные во всем мире музеи нашей страны.

Марка почтовая. 1913г. Достоинством 2 рубля. Зимний дворец. Из фондов музея истории города.

На 3-рублевой марке того же автора представлен дом бояр Романовых в Зарядье, где по преданию, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов, ставший родоначальником новой царственной династии. Дом Романовых, построенный в XVI в. Милентием Алексеевым, находился на территории большой усадьбы в центре Москвы неподалеку от Кремля. В середине XIX в. по  повелению императора Александра II здесь открылся один из первых музеев Москвы – “Дом бояр Романовых”.

Марка почтовая. Достоинством 3 рубля. Дом бояр Романовых. 1913 г. Из фондов музея истории города.

 

Источники:

Добавить комментарий