Воспоминания о Мурмане. Свен Петрович Локко.

4 марта в Музее истории города открылась выставка репродукций картин Свена Петровича Локко из фондов Мурманского областного художественного музея.

Свен Петрович Локко (03.03.1924-15.11.2008) – известный писатель, публицист,художник, член Союза писателей России (1990). Родился на Кольском полуострове в деревне Куклино, что стояла на берегу Туломы, в семье финского колониста, переселившегося в Россию в 1918 году.

Свен Петрович работал полеводом, заведовал молочно-товарной фермой в селе Тулома. В 1940 году депортирован (как и большинство финнов на Кольском полуострове) в Карелию. В годы Великой Отечественной войны был направлен на принудительный труд в лагеря в Челябинской области. В условиях ограничения свободы работал каменщиком, печником. В послевоенное время – лесовод, шофер, переводчик на строительстве Верхнетуломской ГЭС, председатель Верхнетуломского поселкового Совета. Окончил Московский заочный народный университет культуры им. Н.К. Крупской, отделение рисунка и живописи (1962). Долгие годы занимался сохранением природы, активно печатаясь со статьями в защиту окружающей среды. Писал рассказы на финском языке. В 1993 году вышел первый том романа-трилогии «Финны на Мурмане».

С 1970 года он участник выставок самодеятельного художественного творчества и народного искусства. Картины Свена Локко не раз экспонировались в Мурманске и Мурманской области, в Москве, а также в Финляндии. Тема произведений художника, как литературных, так живописных – это история финских поселений на Кольском полуострове, воспоминания о детстве, природе. Пейзажам Свена Петровича характерны детализация, подробности быта, его герои трудятся и живут в ладу с природой – строят дом, косят траву, рубят лес, ловят рыбу, возят воду и дрова. Его картины имеют этнографическую ценность: тех селений уже нет, тех одежд уже не носят, а старым инструментом уже не пользуются.

Большинство картин автора отличаются жизнерадостностью и непосредственностью. Мастеру характерна наивная манера письма. В одном интервью художник сказал: «Я хочу пробудить в людях удивление перед красотой, желание сохранить природу…».

На выставке представлено более тридцати репродукций.

Хутор Куклино на Туломе

Семья Свена Локкожила  на хуторе Куклино Кольского района Мурманской области, хутор находился на островке реки Тулома недалеко от одноименного села.

Поселение на Мурмане, 19 век

В 1860-е годы на Кольскую землю, на берег Мурмана стало переселяться много людей из Финляндии. Основными промыслами финнов были сельское хозяйство, разведение скота, строительство лодок и рыбная ловля. Кроме этого были хорошие покосные луга, которые косили, а потом продавали заготовленное сено. На картине мужчина строит землянку из торфа. Торф был самым дешевым и легкодоступным материалом.

Мурман. Село Уура

Уура было одной из больших деревень, на Кольской земле, до тех пор, пока всех жителей не выслали в 1940 году.
Рыболовство было мелким промыслом – занятием частных лиц и семей до 1920 года, когда  были основаны рыболовные коммуны. Рыболовецкий колхоз Ууры – «Тармо» завоевывал первые места среди рыболовецких колхозов Советского Союза. Финский колхоз «Тармо» был очень богат по сравнению с другими сельскохозяйственными колхозами.

Тюва-губа. Посолка сельди.

Сельдь солили в больших брезентовых ваннах. На ванны стелили брезент, а на него укладывали сельдь, пересыпали солью.

Мурман. Становище Титовка, 1915 г.

Посоленную сельдь укладывали в бочки, которые отвозили в порт Мурмана, а через него по всей России. На картине изображены колхозные лодки.

Куклино. Река Тулома

 

Финны на Мурмане.

 

Ристикенття. Иванов день.

Летний праздник Иванов день часто проводили в Ристикенття.

Ристикенття. Зима

Селение Ристикенття (ристи – «крест», кенття – «площадка») получило свое название, так как рядом с Падунским водопадом есть святое место – кладбище саамов Нуорттиярви (Нотозеро). Там была построена церковь в начале 20 века. Позднее помещение церкви использовали как клуб.

В школу, 1931 г.

Школа-интернат находилась в 20 километрах в деревне Падун. Детей отвозили туда на лошадях вдоль лесов, по зимним дорогам и льду. Иногда расстояние до интерната проходили на лыжах, а иногда домой на каникулы добирались на лодке.В школе училось около 60-70 человек: финны, лапландцы и русские. Для детей в интернате было общежитие.

Ловля рыбы в Туломе

В реке Тулома было много рыбы: семги, сига и камбалы.

Хиетаниеми

В 1934 году началось строительство гидроэлектростанции на мурманской земле, и все жители прибрежных деревень на реке Тулома вынуждены были переселиться в Хиетаниеми.

Пяйвеярви (Тулома)

До революции деревня Пяйвеярви растянулась по обе стороны реки Тулома, вверх от электростанции.
Была заселена уже в конце 19 века, а Туломой ее окрестили 20 мая 1920 года. У финнов, которые жили в Пяйвеярви, было общее морское рыболовное судно, и на нем под парусами они выходили в море за треской. Живущие выше по реке занимались животноводством: разводили овец, кур и лошадей. Другие строили лодки.

Сплавщики

Фрагмент из рабочей жизни сплавщиков.

Строители

Мужчины иногда собирались на субботники, сообща выполняли строительные работы.

Санный мастер

В разогретой сауне, в парилке на каменной печке накаливали березовые заготовки для санных полозьев. Затем заготовки выносили на улицу и вставляли обтесанный конец между высунувшимися концами бревен в углу. После чего загибали полоз через вбитые в стену деревянные штыри. Распаренная береза гнулась, принимая форму полоза будущих саней.

Дети гибнут в тундре

 

Выселение финнов из Туломы в Карелию

Всех финнов, проживающих на территории Мурманской области, принудительно выслали в Карелию в июле 1940 года.

Лодочных дед мастер
Строительство Верхнетуломской электростанции, 1983 г.

Выставка будет работать до 28 марта. 

Добавить комментарий