Точилов Василий Григорьевич. Так началась война

Воспоминания  Точилова Василия Григорьевича. Родился 16 июля 1916г. в Петриневском районе, Вологодской области. Окончил полковую школу младших командиров в городе Череповец. С 1937 года проживал в Мончегорске. Призван Мончегорским ГВК 24 июня 1941г. В период войны закончил 2-е Киевское артиллерийское училище (г. Саратов). Командовал первым огневым взводом 122 мм гаубиц. Звание гвардии старший лейтинант.  Защищал Заполярье. После разгрома немецких войск служил на Дальнем войске. Демобилизовался в 1947г. из г. Пхеньян. Награжден орденами «Красной звезды» и «Отечественной  войны II степени», медалями: «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией». После войны 17 лет был директором мончегорского пивзавода.

 

«Был обычный воскресный день, люди занимались своими делами, строили планы летних отпусков, кто-то уже спешил на поезд. И вдруг… Война! Радио сообщило страшную весть: гитлеровские войска вероломно нарушили нашу государственную границу и вторглись на территорию Советского Союза. Прямо из клуба металлургов (в настоящее время это «Полярис»), где был объявлен сбор, нас проводили на фронт.

95-й стрелковый полк, куда я направлялся, занимал оборону вдоль советско-финской границы. Это был участок длиной в 30 км. от губы Малая Волоковая до высоты «Отметка 179». Из-за большой протяженности участка невозможно было создать сплошной фронт обороны. Поэтому были созданы лишь опорные пункты на господствующих высотах.

25 июня мы прибыли в район местечка Титовка, где проходил фронт. Я был назначен командиром 76 мм орудия. Орудийный расчет состоял из пяти человек. Прибыли они из разных районов нашей страны. Сейчас не могу припомнить их имена, помню только, что один из них все рассказывал про Алтай, какие там сады. Все это было в нашей прошлой жизни. А в настоящей жизни была схватка со смертельным врагом всего человечества – фашизмом. Мы установили орудие на сопке и приготовились к бою. На рассвете мы приняли первый бой. Тогда я отдал свою первую, уже не учебную команду: «по наступающей пехоте противника, прямой наводкой, семь снарядов, беглый огонь!». В течение трех дней фашисты предпринимали ежедневно до пяти атак. Противник стремился сломить наше сопротивление, бросал в бой все новые и новые силы. Склон горы перед нашими позициями был завален трупами фашистов. Были потери и у нас.

29 июня фашисты предприняли новую попытку сломить нашу оборону. Им нужно было окружить и уничтожить наши подразделения, которые держали оборону вдоль советско-финской границы. Самые сильные и мощные удары противник нанес в районе Титовки, где находились склады боеприпасов и продовольствия. Рано утром 29 июня гитлеровцы начали артиллерийскую подготовку, которая продолжалась полтора часа. Одновременно 120 бомбардировщиков врага предприняли авианалет на наши боевые позиции. Затем немецкие части начали наступление. Завязался ожесточенный бой. Везде наши подразделения отбивали атаки превосходящего  противника, держались до последнего. Но силы были неравными. Ценой больших потерь фашистам удалось потеснить нас. Мы с боями отступили и заняли оборону по реке Западная Лица.

Помню такой эпизод. Мы держали оборону моста через Западную Лицу. Форсировав реку на левом фланге, немцы предприняли наступление с целью захватить сопку у развилки дорог, по которым шло снабжение наших частей. В случае успеха это давало им возможность окружить, а затем уничтожить наши части. Осуществление этого плана открывало им прямой путь на Мурманск. Мы услышали, как завязался бой слева от нас, а затем и у нас в тылу. Ночью по приказу мы перешли на новую боевую позицию – заняли оборону на сопке у развилки дорог, к которой стремились фашисты. Перед наступлением пехоты фашисты обрушили на нас шквал огня. Затем в наступление пошла пехота. Завязался ожесточенный бой. Скоро снаряды стали заканчиваться. У меня в карабине кончились патроны. Вдруг рядом я услышал автоматную очередь. Двое солдат из орудийного расчета были убиты, около них стоял фашист с автоматом в руках. Раздумывать было некогда, решение было принято моментально. Поднявшись из-за камня прыжком подскочил к фашисту и ударил его прикладом. Фашист упал. Через несколько секунд появилась группа гитлеровцев, за ней другая. Нас оставалось трое. Двое солдат были ранены. Но, не смотря на это, они не оставили боя. Втроем из-за укрытия мы стали бросать гранаты в поднявшихся в атаку фашистов. Казалось, выхода не было. Мы решили сражаться до последнего, умереть, но не сдаться врагу. И в это время мы услышали громкое «Ура!». Это поднялось в атаку наша пехота. Наступательный порыв нашей пехоты был настолько велик, что фашистов отбросили за реку Западная Лица, а мы снова вышли на старые рубежи.

Очень трудными были эти первые бои. Не хватало вооружения и боеприпасов. Приходилось беречь каждый снаряд. А фашисты, видя это, нагло у нас на глазах группами по 6-10 человек строили свои огневые точки, готовились к очередному бою.

Были случаи, когда нас подводил недостаток боевого опыта. Как-то получили приказ разрушить фашистские дзоты на вершине одной из сопок, которые не давали нашей пехоте двигаться вперед. Ночью, при помощи пехотинцев, на руках мы перетащили наше орудие на склон этой горы. Укрытий никаких не было, и мы оказались на виду у фашистов. Немцы обстреляли нас из минометов. Огонь длился 20 минут. Наше орудие было выведено из строя. Весь день фашисты держали нас под прицелом, открывая огонь при каждом нашем движении. Один солдат был тяжело ранен. С тех пор мы тщательно выбирали наши позиции. Эти первые бои запомнились мне на всю жизнь. А наша боевая жизнь продолжалась. За десять месяцев боев наш орудийный расчет уничтожил более роты немецких солдат, разрушил девять дзотов, 4 наблюдательных пункта, 4 орудия, 12 автомашин, подбил 2 бронетранспортера.

В мае 1942 года командование части направило меня на учебу во 2-е Киевское артиллерийское училище, которое в то время находилось около г.Саратова. учеба в училище была чрезвычайно трудной, программа занятий насыщена до предела. Особый упор делали на огневую подготовку и тактику. Жили мы в приспособленных под казармы конюшнях. Рано утром уходили на занятия, и возвращались только для сна. Все остальное время находились .на занятиях в классах, или в поле. После учебы прибыл на фронт, в районе г. Ржева, в 16 стрелковую дивизию 44 артиллерийский гаубичный полк, в качестве командира первого огневого взвода 7 батареи. Свой боевой путь я продолжил на Смоленском направлении…”

Описание подвига Точилова В.Г. из наградного листа для представления к ордену Великой отечественной войны II степени.
Описание подвига Точилова В.Г. из наградного листа для представления к ордену Красной Звезды.