КАМЕННАЯ КОВАКСА
лувта (былина) о саамском короле Чермек-олмен
Эта легенда рассказывает о периоде, когда саамы попытались объединиться и положить начало созданию саамского государства на заре нашего тысячелетия, а также о том, что тундра наша названа в честь девушки – красавицы. Современные жители переводят название «Монче-тундра», как «Красивая тундра». На самом деле точный перевод этого словосочетания «тундра красавицы», т.к. в данном случае «моджесь» –это существительное. красавицы».
Раньше саамы жили в более южных местах, постепенно отступая на Север, пока не оказались на самом краю земли, в Лапландии. Они не были слабыми и безвольными, но их было мало. Однажды собрали они суббарь (собер на кильдинском диалекте – сбор старейшин, глав семейств) и стали рассуждать: почему так происходит, почему саамам приходится отступать? Тогда и решили объединиться и выбрать своего короля, который сможет стать достойным вождём саамским родам. Выбрали отважного, смелого, молодого и сильного Чермек олмен (Чермек– иносказательное название горного волка, охотящегося только на оленя. Олмен –в данном случае уважительное обращение к мужчине), родом с Волчьих тундр.

Во время посвящения сказали мудрейшие Чермеку, что и королева ему есть под стать красавица и умница, смелая, верная и надежная спутница великого человека. Но избранницу должно подсказать ему сердце, и тогда будут они всю жизнь счастливы и жизнь их продлиться долго на этой земле. Собралось войско саамское на войну с чудью белоглазою (чудь – в древности название вепсов, позднее – представителей финно-угорских племен),чтобы отстоять свои земли. Много битв прошло под предводительством короля Чермека, несметное количество полегло воинов. Остался небольшой отряд бойцов. Стали терпеть они поражение за поражением, становилось их все меньше и меньше. И настал тот скорбный момент в истории саамского народа, когда оставшиеся в живых несколько воинов побежали с поля битвы, а вместе с ними и король.
Пришел Чермек в наши места. В районе Моджесь айвенч (современное название Поазуайвенч ) увидел ко`авду(вежа, полуземлянка, стационарное жилище), а рядом старичка древнего. Старик тот был хозяин Имандры, могущественный кебун Барг. Стал король просить старика: – Отец, спрячь меня! Я Чермек – саамский король. У вас же есть подземные норы?!(У каждого рода в те времена были свои подземные норы, в которых прятались от захватиков.) За мной гонятся враги, хотят убить! – Нет, ты не саамский король! Разве саамский король будет прятаться от врага? Нет! Саамский король сейчас войско собирает на борьбу с врагом! Три моих старших сына в боях погибли. Вот и мой младший – на войну собирается. Он тебе и поможет короля отыскать! – ответил Барг, давая понять Чермеку о стоящей перед ним задаче.

Обернулся Чермек в ту сторону, куда старик показывал и увидел молодого парнишку в боевом нагруднике. Взял король мальчика и отправились они в родные Волчьи тундры войско собирать. Дошли до горы Моджесьнюночорр и разослали клич по становищам саамов, чтобы собирались мужчины на новый бой с чудью белоглазой. Стали люди к ним подтягиваться, в войско вступать.
Вскоре, почувствовал Барг, что враг рядом и после ухода короля стал следы запутывать, чтобы не почуяли собаки вражеские и не схватила чудь короля саамского. Продержаться кебуну нужно было, чтобы след королевский выветрился. Стал он петлять по сопкам Моджесайвенч и Нюдайвенч, а на Сопчуайвенч напустил туман. Долго враги плутали в молочном мареве. Но когда выветрился запах следа, принял Барг решение принести себя в жертву, на алтаре вершины Сопчуайвенч, ради спасения своего народа, ради победы Чермек олмен над врагом, ради объединения родов саамских.
Разогнал марево Барг и ушел туман, и увидело войско вражеское старого кебуна. Схватили Барга возле святой горы Сейдявр, вершина которой находится южнее Сопчуайвенч.
– Скажи, старик! Куда король ушел? Что задумал он исполнить? Почему не покорится нам народ твой и где скрываются оставшиеся соплеменники? Скажешь – наградим стадом оленьим, таким большим, что станешь самым богатым в Лапландии, а промолчишь – пытать будем долго и страшно, и всё равно нам расскажешь, – сказал вождь Баргу.
– Ничего не узнаешь от меня, ты вождь чуди белоглазой! И богатствами не прельстишь. Не то сокровище, что в оленьих стадах заключено, а то, что в душе человеческой, готовой к самопожертвованию ради спасения сородичей! Если я на смерть решился ради народа своего, то и пытки меня не испугают! К своему подвигу ради спасения земли нашей уже готов! Так что, не трать свое время, вождь, прояви уважение к моим сединам, оцени по достоинству то, что не вы меня наши, а сам я к вам вышел и делай то, что задумал, а жертва моя послужит потомкам примером, как нужно любить свою землю, свой народ, – ответил Барг и замолчал.
Как не искушал и не прельщал богатствами вождь кебуна, но тот, ни одного слова больше не произнес. Долго длились пытки. И каленым железом жгли тело старика, и кожу снимали, и издевались, когда израненное тело поедал гнус и москиты. Всё выдержал могучий старик. Выдержал с достоинством, ни одного слова не проронил, ни одного звука не издал. Не выдал путь короля и планы о возрождении саамского войска сохранил и сородичей своих молчанием спас от гибели неминуемой. Завоеватели казнили Барга смертью мученической, проткнув копьями израненное тело.
А тем временем саамское войско разрасталось и крепло. Пошло оно в поход чудь гнать с земель своих. Наткнулись на изувеченное, мертвое тело кебуна, предали земле его с почестями на острове. Бросились саамы догонять войско чудское, чтобы вступить в бой, отомстить за кебуна Барга, победить захватчиков и выгнать со своих земель. Много было этих боев, сейчас уже и счет им потерян. Младший сын Барга всегда был подле короля, от стрел и копий его защищал. Но в последней битве возле Нийт явр (Девичье озеро) окружили враги короля со всех сторон, заколоть хотели, а парнишка пробился к королю и закрыл Чермека своей грудью. Тут и другие саами подоспели. Отбили короля от врага. Смерть парнишки ярость вызвала у Чермека, удесятерилась сила его, с ожесточением бросился он на врага.

Соплеменники последовали его примеру и разбили врага полностью. Много в том сражении народа полегло. Стали погибших героев земле предавать. Пришла очередь погребения мальчика и сказал король Чермек: – Этот парнишка мне очень дорог! Он сподвиг меня на королевские деяния и спас! Нужно похоронить его по-особому. Обмойте его, оденьте в новые одежды из белых шкур песца. И похороните его на остров. Стали погибшего готовить к погребению и, вдруг, закричали: – Король, да это не парень, а – девушка! Да какая красавица! Подошел король, посмотрел на девушку и увидел, что красоты она необыкновенной. Вспомнил Чермек, что предсказывали ему старейшины: «Суженная твоя, умница-красавица, рядом с тобой всегда будет, только ты сумей узнать её во время». Понял король, что это и была его суженая королева.

– Идите и собирайте сход кебунов Лапландии, чтобы оживили они мою суженую, мою королеву нареченную! – сказал он приближенным. Собрались нойды, провели много обрядов воскрешения, но тщетны оказались их попытки. Не смогли они оживить девушку Моджесь. Опечалился король, склонился над погибшей. И, вдруг, появился дух кебуна Барга.
– Не прислушался ты к нашему предсказанию, не узнал, не сберег свою суженую и поэтому жить вместе вы сможете лишь в подземном мире, в Кетьк ковакс, –- сказал Барг Чермеку.
Понял король, что у него осталась одно желание: провести свои дни до конца жизни рядом с той, которая была рядом с ним в самые опасные дни. Взял он девушку на руки и ушел в Кетькь ковакс, что стоит в тундре, названной Моджесь, красавица.
С тех пор Кетьк ковакс священное место для саамов. Предание это гласит, что во времена решающей битвы Добра со Злом выйдет король со своей королевой для защиты Добра. Чтобы сохранить тайну горы от иноземцев саамы стали называть Кетьк ковакс – Нийтуайвенч (современное произношение Ниттисуайвенч), что значит гора девушка.
