Предания Мончетундры

        Несколько последних лет Музей истории города собирает материал по истории Монче-тундры и коренному населению, проживавшему в нашем районе. Предполагаем, что в юбилейный для Мончегорска год и накануне Международного дня коренных народов, читателям будет интересно узнать как происходило заселение Монче-губы саамами, их отношение к нашей земле, фамилии первых жителей и некоторые предания древнего народа Лапландии.

 

        Мончегорск растянулся у  восточной оконечности  Южного  хребта Монче-тундры.Впервые в исторических документах описание «Мунз озеро» встречается в писцовых книгах Василия Агаркина (1574 год) и  Алая Михалкова (1608-1611 г.)

 

        Монче-губа относилась к угодьям Чукх суол сиит (Экостровского погоста).

 

        Эокостровцы делились на два рода. Род майя[1] проживал по берегам Большой Имандры[2], а род аккмак[3] расселился по Экостровской Имандре. Но оба рода были потомками Акрувы[4]. К их землям также относилась Монче-тундра, северная часть Чуна-тундры, южная и западная часть Хибинских тундр.

 

        Периодически месторасположения погоста менялось: Чунозеро, губа Кислая, Воче-лабина, Монче-губа, Витте-губа, устье рек Гольцовки и Белой, Симбозеро, Монче-озеро и другие места. В летнее время экостровцы семьями разъезжались по озерам на летние угодья, которые закреплялись за каждой семьей.

 

        Территорию Монче-губы саами издревле относили к сакральным землям. Поэтому они в этом районе не жили до середины 19 века. Сюда они приходили с целью проведения традиционных обрядов.  Здесь же собирались нойды и кебуны[5]  для проведения советов и ритуалов.

 

        В Роговой ламбине располагалась ритуальная аллея из оленьих рогов. Именно, сюда, по преданию, приходил Феодорит Кольский разбивать саамских божков.

 

        В Кислой губе, на Большом Сяв-острове[6] проводился обряд бракосочетания. Саам привозил сюда избранницу и после посещения острова брак считался заключенным. А на Малом Сяв-острове проходил обряд расставания мужа и жены.

 

        Сейд – озеро – капище, обрядовое место, поклонное. Здесь собирались в весной или осенью,  перед охотой,  попросить благословение и помощи в добыче зверя.

 

        Священным местом был и Тулп явр кент (кентище)[7]. Здесь  саамы стали проживать незадолго до начала освоения Монче-тундры.

 

        Под Хиппиком располагался Кетькявр кент (кентище). Это были семейные угодья Селивановых

 

        После проведения в Российской империи земской реформы 1864 года были организованы саамские земельные общества. В Экостровское саамское общество вошли погосты: Экостровский, Бабинский, Масельский, Сервесявр (Гирвас озеро), Нотозерский. Обряды, национальные традиции  и сакральный дух стали уходить в прошлое, а саамы  начали заселять и Монче-губу.

 

        На Большой Имандре было 10-ть тонь (кентищ), каждая на 2 семьи.  Экостровскому погосту принадлежало 6 тонь, а 4 тони относились к Масельскому погосту. Граница погостов проходила по Раст-наволоку.

 

        Закрепление тонь за экостровскими семьями:

 

-Щучья и Сучья губа – семья  Со`рвановых;
-Бобровая губа – вначале, жили Селивановы, две семьи Саткаярви (финские саами, фильманы) Саткаярви -Селивановы (финско-саамская);
-Роговая ламбина, северный берег Монче-губы  – Раантала (финны);
-Сучья губа, Рич(Риж)[8] -губа –  Селивановы.
– остров Койм – Куимовы.

 

        Во второй половине 19 века в Монче губе поселились финны, а  карелы Калевани[9] (Калевайнен) пришли сюда в конце 19 – начале 20 века.

 

        По данным Всероссийской переписи населения и Приполярной переписи 1926-1927 годов в Монче-губе-наволок числилось 3 хозяйства: 1 финское и 2 – карелов, занимавшихся рыболовством и сельским хозяйством. Общая численность-15 человек.

 

        В 20-е годах 20 века здесь разместились летние угодья семья Калины Архипова. Сам  Калина Иванович с Масельского погоста, с Пулозера. Жена, Степанида Карловна – с Бабинского.  Калина Иванович работал на почтовой станции Пелесмь (Половинка)[10], где и проживал постоянно с семьей.

        В 30-х годах ХХ века на Сухих порогах поселилась семья Ивана Кондратьевича  и Аполлинарии Матвеевны Архиповых. Постепенно Иван Кондратьевич,  оберегая семью от бурного, неспокойного времени, перевозил ее все дальше от массового скопления людей на Запад. Сначала Кашко озеро, потом Верхняя Лумболка и, в конце концов, семья долгое время проживала на Куцколе.

 

        Одним из самых оживленных мест 19 века-начала 20 века на нашей территории был Раст-нярк[11] или как раньше называли его саамы: Пермес-няркенч (половинчатый мыс). Мыс этот расположен в северной части Большой Имандры. Становище служило и дорожной станцией и  пристанью для карбасов,  переплавляющихся по озеру.

    Это было место оживленной торговли беломорских промышленников и саамов. В 1888 году для отдыха поморов казна построила здесь три просторных избы с нарами и камельками. А в 1882-1895 годах – церковь имени Алексея Божьего человека, на 950 рублей пожертвованных Иоанном Кронштадтским.

 

 Саамы в самом Раст-нярке не жили. А жили на противоположном берегу. В основном это были семьи Куимовых (Экостровский погост) и Собакиных (Масельский погост).

 

        Предлагаем откликнуться всем саамам, проживающим в Мончегорске, поделиться историей, легендами и преданиями своих семей. Музей истории продолжит публикации по собранным материалам.

 

___________________________________________________________
[1] Майя(саамск.) – бобр.
[2] Имандра – большой, бурный. По саамски: Авер Явр. Явр имя собственное, т.к. озеро большое. Авер –богатый, дающий жизнь.
[3] Аккмак (саамск) – росомаха
[4] Акрува – женщина-рыба(русалка). Одна из дочерей высшего божества Эммель (отец Небо) и его жены Эмне (мать Земля).
[5] Нойд –знахарь, лекарь. Кебун – колдун
[6] Остров Любви
[7] Кент – маленькое постоянное поселение состоящее из веж, туп. 16 км  железной дороги Оленья-Мончегорск
[8] С саамского: ричь – красивое место
[9] Из Кестиньги, Карелия
[10] В настоящее время железнодорожная станция Имандра
[11] Раст-наволок, Рас-наволок, Раз-навалок – травяной мыс

Добавить комментарий